Эмоциональный мир подростка
и семейное воспитание
Благоприятное психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности. На психоэмоциональное состояние детей влияет ряд факторов. Это и физическое самочувствие, и отношения со сверстниками, и факторы образовательной среды. Но анализ проведенных исследований указывает на то, что именно семейная атмосфера является одним из важнейших факторов, определяющих психологическое здоровье детей и подростков их благоприятное психоэмоциональное состояние.Если обратиться к особенностям психоэмоционального состояния детей среднего и старшего школьного возраста, то есть от 12 до 18 лет, исследователями отмечается ряд особенностей. характерных именно для этой группы детей. Так среди прочих отмечается легкость возникновения эмоциональной напряженности и психологического стресса, частая смена настроения, различные аффективные состояния, повышенная тревожность. Часто подростков сопровождает чувство вины, в связи с этим они склоны испытывать такое эмоциональное состояние как фрустрация. Но, несмотря на данные особенности, дети данного возраста склоны к выражению радости в большей мере, чем к проявлению негативных эмоций.Также сложности, сопровождающие психическое и психологическое взросление подростков тесно связаны с тем, что психологические изменения (открытие собственного внутреннего мира, развитие самосознания, развитие рефлексии) не отражаются во внешних изменениях (таких как статус, материальное и социальное положение). Кроме того, подростков отличают неустойчивая ситуативная самооценка. Высокая эмоциональная возбудимость усиливает восприимчивость детей данного возраста к отрицательным реакциям родителей и других значимых взрослых. Все вышеперечисленное может способствовать появлению отклонений в поведении и коммуникации.Родители пытаются добиться нормативного поведения различными наказаниями и запретами, что приводит к появлению новых трудностей, сложностей в детско-родительских отношениях, и как следствие, данные обстоятельства вызывают новые эмоциональные переживания. Это может проявляться в ощущении одиночества, ненужности, незащищенности, непонимании. В подростковом возрасте наиболее остро ощущаются и переживаются различные эмоциональные состояния: страх, тревога, грусть, вина, фрустрация. Именно в данном возрасте очень часто возникает внутренний конфликт, обусловленный противоречием между стремлением к достижению собственной индивидуальности и желанием принадлежать к группе.Тяжелые эмоциональные реакции у подростков смягчаются при доверительных и теплых взаимоотношениях с близкими взрослыми, которые должны проявлять понимание и тактичность. Известно, что важнейшим условием, определяющим развитие ребенка и его эмоционально-волевой сферы является семейное окружение ребенка и, в частности, родительские установки и ожидания в отношении ребенка.О.О. Гонина отмечает, что «важным фактором развития эмоциональной сферы ребенка являются семейное воспитание и родительские установки, под которыми понимают систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним».Можно выделить основные позиции и установки родителей по отношению к детям:- оптимальный эмоциональный контакт, считается наиболее предпочитаемым, так как дает ребенку безопасность, самостоятельность уверенность в себе;
- эмоциональная дистанция или отвержение ребенка, это агрессия, раздражительность, избегание контакта с ребенком, в таких отношениях ребенок проявляет агрессию, появляется эмоциональная неразвитость;
- излишняя концентрация, включает в себе подавление воли ребенка, агрессивности, сексуальности, чрезмерное вмешательство в мир ребенка, стремление ускорить его развитие и другие, на него возлагают непосильные планы и собственные нереализованные мечты, у ребенка формируется неадекватное отношение к себе и окружающим, инфантильность.
Таким образом, сложно переоценить роль детско-родительских отношений и осознанного выбора воспитательного стиля в формировании эмоционального мира ребенка.С уважением,
семейный и детский психолог
Нигматулина Ирина