Привязанность и эмоциональное развитие ребенка
Детский психиатр Х. К Бриш отмечал, что на появление и развитие некоторых заболеваний у детей и подростков влияют эмоции, связанные с переживаниями разлуки или потери. В 80 % случаев детей, переживших насилие, пренебрежение, жестокое обращение, отличают дезорганизованные формы поведения, временные помутнения сознания, сложные отношения с родителями, непоследовательное поведение. Эти состояния невозможно объяснить только проявлениями нейробиологических заболеваний.Психиатр А. Майер, опираясь на положение ранней теории З. Фрейда о ранней травме, создал теорию, согласно которой он считал, что именно последствия раннедетского травматического опыты играют огромную роль для психического развития ребенка. Эта теория свидетельствует о том, что возникновение психического расстройства связано с неудачной попыткой человека справиться с негативным внешним влиянием. Именно детский опыт, полученный в первые годы жизни в семье, влияет на способность адаптации к дальнейшим негативным воздействиям.Д. Боулби при изучении биографий детей с тяжелыми психическими нарушениями установил, что многие из них в раннем возрасте переживали тяжелые травмы. Также исследователь обратил внимание на часто встречающиеся эмоциональные проблемы у детей, воспитывающихся в приютах. В том числе, детям тяжело выстраивать длительные эмоционально доверительные отношения. Похожие черты присущи и детям, находящемся в длительной разлуке с родителями. У этих детей не было возможности привязаться к родительской фигуре либо связь была нарушена. Именно травматизация оказывает большое влияние на развитие личности таких детей. На основании этого опыта и была создана теория привязанности.Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает импринтинг, то есть запечатлевает фигуру первичной привязанности. Ребенок нуждается в безопасности для своего развития. Если этого нет, ребенок находится в невротизации, постоянно испытывает страх, тревогу, агрессии, фрустрацию. В том числе, одним из положений теории привязанности Д. Болби было то, что тип привязанности, который устанавливается в первые месяцы жизни ребенка не носит неизменный характер, а может меняться в течение жизни под влиянием нового эмоционального опыта в новых отношениях.М. Эйнсворт впервые провела полевые исследования взаимодействия и проявлений привязанности ребенка к матери в племени Ганда в Уганде. Ее исследование заложило базовые понятия, в частности понятие «надежной базы». Эйнсворт выделила несколько типов привязанности: безопасную, избегающую и тревожную, позже к ней была добавлена дезорганизованная привязанность. Данные виды привязанности определяли тип взаимодействия с ребенком, а также установили влияние отношений со значимым взрослым на психоэмоциональное состояние ребенка и особенности взаимодействия в окружающим миром. Самый благополучный вариант для развития ребенка – надежная привязанность выражается в материнской отзывчивости к потребностям ребенка в противовес депривационным нарушениям отношений в диаде мать-ребенок.Известно, что опыт насилия и жесткого обращения в раннем возрасте оказывают влияние на созревание орбито-фронтальной коры головного мозга. Именно это часть отвечает за управление, интеграцию и модуляцию аффектов. Насилие, травматический опыт в раннем возрасте негативно влияют на развитие правого полушария вследствие чего у детей в дальнейшем могут наблюдаться сложности с регуляцией аффектов. Последствия сепарации для психоэмоционального развития ребенка зависят от его возраста и продолжительности самой сепарации.Ребенок ищет любые пути для удовлетворения своих базовых потребностей, особенно в безопасности (для психики это возможность расслабиться). Следовательно, дети, имеющие нарушения детско-родительских отношений и отношений привязанности на фоне невозможности удовлетворения данной потребности переживают большой спектр негативных эмоций, у таких детей могут развиваться различные виды зависимостей.А если Вас интересует, как воспитать ребенка счастливым – я смогу Вам помочь.С уважением,
семейный и детский психолог
Нигматулина Ирина