Воровство как симптом

Очень часто приемные родители (и не только приемные) обращаются с такой проблемой в поведении ребенка как воровство. Встреча с подобным проявлением своего рода антисоциальных тенденций, конечно, это вызывает у родителя различный спектр эмоций от недоумения и растерянности до жуткой паники. Сразу в голове поселяются холодящие мысли: «Что же делать? Вдруг пойдет по наклонной? Вдруг за этим стоит что-то еще более ужасное?..»

Дональд Винникотт предлагает нам рассматривать воровство как симптом. Воровство может быть единичным симптомом, а может соседствовать и сочетаться с другими: конфликты с сиблингами, родителями, ложь и подобное. Смысл в том, что когда ребенок демонстрирует проблемы разными способами, то есть через разные симптомы показывает нам, что «Мне тяжело, мне плохо..». Как раз эти симптомы в данном случае свидетельствуют о том, что он пытается справляться со своими проблемами разными способами. И это своего рода защитный механизм. У зрелой личности имеется достаточное количество способов, помогающих ей справляться с возникающими трудностями преимущественно просоциальной направленности. У личности, имеющей признаки психологического неблагополучия очень часто отмечаются антисоциальные тенденции.

Само антисоциальное поведение имеет различные особенности на различных возрастных этапах. Если в младенческом возрасте сложности у ребенка можно распознать в виде нарушений в психомоторной сфере, то уже у дошкольника мы видим различные нарушения в аффективной сфере, например различные страхи, агрессия, повышенная тревожность. В младшем школьном возрасте на первый план часто выступают проблемы поведенческого уровня. И здесь важно «заглянуть» за симптом, постараться разглядеть что же скрывается за ним, и здесь нам важно найти причину появления симптоматики. Видеть за этим не испорченность ребенка, а слышать крик о помощи, что бывает достаточно сложно.

С точки зрения Дональда Винникотта антисоциальное поведение, в том числе и воровство — это реакция на пережитую депривацию (депривация – это потеря или недостаточное удовлетворение какой-либо важной потребности). Дети, попадающие в приемную семью практически в ста процентах случаев, имеют в своем опыте пережитую депривацию, будь то отсутствие заботы, безопасности, любви, недостаток еды, обедненная сенсорная среда и подобное. Винникотт говорит о том, что «случилось нечто, изменившее жизнь ребенка». Как раз это самое антисоциальное поведение позволяет ребенку вернуться в то самое «додепривационное» состояние, когда ему было спокойно и хорошо, до того как он пережил какое-либо потрясение, испытал огромную тревогу.

Симптом как раз может проявиться тогда, когда у ребенка появляется надежда на восстановление, на выстраивание тех жизненно необходимых эмоционально близких и теплых взаимоотношений со взрослым. Также подобным поведением ребенок пытается снизить внутреннее напряжение и побороть свою тревогу. Если надежде нет места, то в самом мрачном варианте мы видим депрессию, самоповреждения, суицидальные попытки.

Самое важное здесь не пропустить тот момент, когда ребенок начнет получать вторичные выгоды от своего антисоциального поведения, например материальные. Тогда подобное поведение может закрепиться и «принять формы устойчивой делинквентности», работать в таком случае будет намного сложнее.

«При отсутствии должной заботы и поддержки со стороны родителей у ребенка в дальнейшем развиваются антисоциальные наклонности, и украденные вещи, велосипеды и столкновения с полицией – это крики о помощи…» (Д. В. Винникотт)

 
Уважаемые родители, не бойтесь обращаться за помощью. Главное, не упустить время, не позволить укорениться проблемному поведению. Личность - важнее проблемы.


С уважением,

семейный и детский психолог

Нигматулина Ирина